1.04.2017 Драма в "Орлёнке" на фестивале Ералаш

С 24 по 28 марта во Всероссийском детском центре «Орлёнок» состоялся Большой фестиваль "Ералаш", где были аккредитованы различные СМИ - в частности Первая Народная газета о детях «ДивиМИР» и ее главный редактор Виталий Барахтенко .
Как и обещали организаторы фестиваля, программа была очень насыщенной: работали мастер-классы по актерскому мастерству от звёзд Ералаша Саши Новикова и Маши Авсюкевич, по спецэффектам от Евгения Ковальца, по гриму и режессуре от Марины Сулеймановой, от автора и сценариста Алексея Щеглова, создателей «Ералаша», дискотека от Миши Гребенщикова, экскурсии, бассейн, зарядка на берегу моря, кастинг на роли и кастинг сюжетов. Также дети создавали поделки своими руками самостоятельно и вместе с Андреем Бахметьевым, пели вместе с Екатериной Белоцерковской во Дворце Культуры и Спорта и с вожатыми в «орлятском кругу», фотосессия с актёром "Ералаша" Александром Головиным, разговор по душам с иллюзионистом Сергеем Сафроновым, а на ночь слушали легенды «Орлёнка».
На открытии и закрытии фестиваля, ребят и взрослых, вроде бы, более искушенных в этих вопросах, захлестнул такой шквал эмоций, который можно было бы сравнить лишь с участием в крупном мероприятии городского, а то и регионального масштаба.
Но, пожалуй, «гвоздем» этой череды событий стал кинопоказ и последующая полемика по фильму "Крыша" от Бориса Грачевского. 27 марта к назначенному времени в зрительный зал Дома вожатых стали стекаться участники студий «Ералаш», приехавшие в «Орленок» из разных городов. Установленный факт: некоторых детей организаторы мягко разворачивали из зала на... показ мультиков. Такое серьезное отношение к публике подсказало остальным зрителям, что картина будет драматичной, а то и жесткой (12+).
Пока ждали запаздывающих, настраивали аппаратуру и настраивались сами, мне удалось задать Борису Грачевскому пару-тройку вопросов.
- Борис Юрьевич, вчера и сегодня в «Орленке» шли кастинги. Что являлось главным критерием при отборе ребят?
- Существует совершенно ошибочное родительское мнение, что на кастинге дети должны отчеканить какой-то текст без запинки. Как отличники в школе. И ребята забывают играть! На самом же деле организаторам кастинга важно совсем другое. Они смотрят на умение ребенка раскрепоститься, вести себя ярко и естественно, можно даже немного похулиганить, но в пределах разумного и только для того, чтобы запомниться, подчеркнуть свою уникальность. Хороший актер «заражает» и «заряжает» своим поведением. И это главное, о чем надо помнить, идя на актерский кастинг. Хоть взрослый, хоть детский.
Ассоциативно Борис Юрьевич вспомнил, что всем известный логотип «Ералаша» с его разнокалиберными, яркими, неровными буквами как раз и выражает эту идею: дети — это не прилизанные взрослыми болванчики, а живые, непохожие, уникальные и удивительные личности, которые врываются в эту жизнь, и им все по плечу!
Кстати, художник, рисовавший логотип, никак не хотел мириться с идеей неровных букв, поэтому каждый раз пытался подсунуть Грачевскому «правильные». Позицию Граческого он принял только тогда, когда добрейший Борис Юрьевич пригрозил ему увольнением...
- Как Вы сами восстанавливаетесь, Борис Юрьевич, и что помогает Вам сделать новый шаг в творчестве, когда, например, накрыло плохое настроение и ничто не радует?
- Надо жить на солнечной стороне, - ответил он коротко и с улыбкой. Ответ был на столько «в точку», что эти мудрые слова явно станут девизом Первой Народной газеты о детях «ДивиМИР». Как раз в это время погас свет и начался кинопоказ.
Признаюсь, воодушевлённый последним ответом Бориса Граческого, я смотрел непростой фильм "Крыша" именно через призму этих слов. Естественно, я не буду пересказывать сюжет фильма — зачем забирать у кого-то возможности? Скажу только самое главное: по сценарию, который случайно попал в руки Бориса Грачевского, дети погибают, чего не происходит в «версии» от создателя «Ералаша». В фильме несколько сюжетных линий, центральная из которых касается историй жизни трёх девочек-подростков: Даши (Соня Ардова), Светы (Мария Белова) и Лены (Анфиса Черных). Они одноклассницы и близкие подруги, у каждой из них - проблемы в семье. Посмотрев это не совсем детское кино, чуть повзрослевшие за это время дети, буквально засыпали Грачевского вопросами.
Хотя фильм «Крыша» был создан семь лет назад, судя по вопросам и эмоциям детей и взрослых, его актуальность сейчас неимоверна! Несмотря на драматизм сюжета и слоган «Опасный шаг на краю детства», это кино «зовет жить». Оно о вечном: о важности внимательного отношения друг к другу, о взаимоотношениях взрослых и детей, о том, что учителя должны учить, а родители воспитывать все-таки своим примером. В «Крыше», наверное, каждый родитель сможет узнать себя в показанных там взрослых.
Лично я узнал себя в разные периоды жизни сразу в двух папах — это отец Даши, ушедший из «старой» семьи в новую (артист Сергей Белоголовцев) и отец Светы, бизнесмен, который все время пропадает на работе (артист Анатолий Журавлев). И еще: по мнению Грачевского как минимум странно в День защиты детей по ТВ весь день показывать поющих с детьми звёзд эстрады.
Наверное, именно в прайм-тайм (а не ночью!) надо показывать как раз вот такие фильмы. И очень важно, чтобы этот фильм посмотрели все школьники и родители страны, тем паче, что Минобр рекомендует картину к просмотру. … Удивительно: когда картина закончилась, моей первой реакцией был вопрос: «Где именно сейчас находится мой ребенок?» и решение — надо срочно позвонить родным и близким, чтобы удостовериться: у них все хорошо!
Р. S. В этот же день (27 марта) во Дворце Культуры и Спорта ВДЦ «Орленок» Борис Грачевский получил благодарственное письмо от Национальной Академии Творчества, которую я представлял на фестивале. Но это уже — совсем другая история...
Автор статьи: Виталий Барахтенко